исследователи творчества Баччарелли
15.06.2016Плодовитость Баччарелли была огромна. Он украшал аллегорическими и библейскими сценами королевские резиденции в Варшавском замке, Лазейках, Уяздове. Он писал всех членов королевской семьи, их родных и близких. Уже упоминалась галерея польских королей; кроме того, Баччарелли создал ряд исторических картин, прославляющих деяние славных польских деятелей прошлого. Он же писал короля (по подсчетам 3. Батовского не менее 30 раз), причем, многие портреты копировались или имели реплики. Члены виднейших аристократических семей - царедворцы, просветители, также стремились быть увековеченными первым королевским живописцем. Уже упоминалось, что Баччарелли имел во дворце короля свою мастерскую, в которой работал с ним целый ряд молодых поляков, одновременно помогавших мастеру в исполнении многочисленных заказов и проходивших курс обучения. Крупный знаток творчества Баччарелли - А. Хычевская отмечает, что роль этой мастерской ни в коей мере нельзя сравнивать со значением Академии художеств, проект которой разрабатывался в королевских кругах весьма тщательно. Однако мастерская имела хорошее собрание гравюр (Хычевская называет цифру 1044 для 1783 года), среди которых превалировали работы голландских, фламандских, итальянских мастеров, таких, как Пиранези, Маратта, Пармиджаниио, а также французских - Калл о, Натье, Ватто, Риго, Пуссена.
Мастерская имела хорошее собрание гипсовых слепков, перешедшее позднее в собрание Варшавского университета, богатую библиотеку. По-видимому, ученикам мастерской были доступны и картины, помещавшиеся в покоях короля. Во всяком случае, мастерская Баччарелли, постоянное общение с маэстро много дали его ученикам: выходцу из краковского мещанства К. Войняковскому, 3. Фогелю, М. Токарскому, Ю. Баллу, А. Раецкой и нескольким другим, не получившим значительной известности.