Плодовитость Баччарелли
15.06.2016Баччарелли имеет ту бесспорную заслугу перед польским искусством, что он на практике осуществлял одно из положений, выдвинутых им в проекте Академии художеств, который, по предложению короля, он составил в 1766 году. Положение это гласит: «Дабы искусства в стране процветали, необходимо не только привлекать иностранных мастеров, но и взращивать искусства силами людей самой этой страны». И деятельность в этом направлении как самого «первого королевского живописца», так и его непосредственного вдохновителя Станислава Августа была одной из самых светлых страниц их культурной политики.
Но говоря о сильных сторонах личности и таланта Баччарелли, следует помнить о том, что он был и оставался типичным придворным живописцем.
В своих портретах Баччарелли прежде всего утверждает тот тип дворянина, который был в определенном смысле интернационален: он удовлетворял дрезденских и венских заказчиков художника он привлекал к нему новых и новых почитателей в Польше.
Идеалы польского двора не имели под собой твердой почвы. Шаткость всего политического уклада, вечное колебание трона, воздвигнутого на штыках, екатерининских войск, все усиливающаяся зависимость от иностранных держав, наконец, прямой диктат русского престола, предварявший разделы - все это никак не соответствовало тому идеалу государства, свободного и равноправного, хотя бы призрачное воплощение которого Станислав Август стремился создать в придворном искусстве.
Положение короля было чрезвычайно сложным. Обстоятельства вынуждали его идти то на сделку с передовой партией патриотов (признавая конституцию 3 мая), то на сговор с предательской партией тарговичан, раздавивших вместе с русскими войсками восстание Костюшки.